Урок валентины третьяковой
Упражнение "Ода голоса"
Надо уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку,
поцелуй, лукавство, смелость – словом, всю гамму чувствований.
Б.В. Асафьев
ПРОЛОГ:
Сцена – жизнь
(Жизнь – та же сцена!),
Здесь нужно мне сыграть
(о нет – прожить!)
Роль к а ж д о г о героя пьесы.
А инструмент для них один –
мой голос.
Голос мой ... (вслушиваясь)
Он может всё!
Он (настраиваясь)
Задушевный. Нежный. Томный.
Добрый. Ласковый. Красивый.
Грубый. Хриплый и ворчливый.
Раздражённый и строптивый …

(...входя в образ, находя каждому определению
соответствующую интонационно-выразительную характеристику, предельно-эмоционально)

Добродушный, благодушный,
Благородно-простодушный,
И дремотно-бархатистый,
И воркующе-волнистый …

Проникновенно-мелодичный,
Выразительный и гибкий,
В нем чарующе-волшебный
Слышен нежный голос скрипки …

Необъятный, беспредельный,
Безграничный и раздольный,
Окрыленный и свободный,
Словно в небе ветер вольный …

Нерешительный, несмелый,
И безвольно-неумелый,
Кроткий, робкий, боязливый,
И застенчиво-стыдливый …

Повелительно-надменный,
Важный и высокомерный.
И спесивый, и кичливый,
И напыщенно-чванливый …

Гордый, вспыльчивый и дерзкий!
Вызывающе-мятежен,
Нервно-взвинчен, напряжен,
Необуздан, безудержен!
... и как следствие – п о в е р ж е н!

Великодушный, благозвучный,
Полнокровно-полнозвучный.
Густой, сочный, органичный,
Прирожденно-гармоничный …

Энергичный, увлеченный,
Импульсивный, неуёмный.
Пылкий, пламенно-азартный,
И взрывной, горячий, жаркий …

Утонченный, поэтичный,
И мечтательно-лиричный,
И пленительно-печальный,
Безмятежно-пасторальный …

Ироничный и лукавый,
Остроумный и скерцозный,
И проказливо-игривый,
И дурашливо-шутливый …

Притягательно-таинствен,
Колдовской наполнен силой,
И магичен, и мистичен,
Сказочен и фантастичен …

Непреклонный, деспотичный,
Властный, грозный и жестокий.
Беспощаден, бессердечен –
сеет он лишь страх и ужас …

И ехидно-ядовитый,
Издевательски-глумливый,
И язвительно-насмешлив,
И циничный, и фальшивый.
Едкий, желчный и сварливый …

Вдохновенно-романтичен
И порывисто-взволнован.
Возбуждённо-патетичен
И торжественно-величен …

Доверительно-открытый,
Ослепительно-лучистый,
И звенящий, и манящий,
Соловьино-голосистый ...

И наивно-удивлённый,
Воздыхательно-влюблённый...
Ясный, тихий, просветлённый...
Чистый... Одухотворённый …

И взволнованно-тревожный,
Беспокойно-возбужденный.
Лихорадочно-смятённый,
И гнетуще-напряжённый …

Безысходно-безнадёжный,
И надломленно-усталый,
И понурый, и унылый,
И страдающе-тоскливый …

Жизнерадостный и звонкий,
Искрометно-карнавальный.
И кипучий, и игривый,
Заразительно-счастливый!...

Назидательно-разумный,
Рассудительно-бесстрастный,
Отстраненно-каноничный,
Сухой, ровный, педантичный.
Без эмоций. Прогматичный …

И ликующе-раскатист,
И восторженно-игристый,
И фанфарно-триумфальный,
Зычно-празднично-речистый!

ЭПИЛОГ:
Голос мой!
Ты можешь всё!
Ты звонко-солнечно-мажорный!
Ты нежно-трепетно-минорный!
Ты многоцветный, ты певучий,
Ты Сильный, Мощный и Могучий!
Т ы – Э Н Е Р Г И И С Т Р У Н А,
на которой я играю
гамму чувств Д у ш и !
Я знаю,
резонанс твоих вибраций
превращает в О К Е А Н
к а ж д у ю из интонаций!
О ГОЛОС мой,
р у п о р Души !
Ты – с о в е р ш е н н ы й инструмент!
Ты можешь в с ё !
Т Ы М О Ж Е Ш Ь В С Ё .



Урок валентины третьяковой
ЛОГИКА РЕЧИ
«Уметь правильно говорить – ещё не заслуга, а вот не уметь – уже позор». Цицерон.
Существует три вида речи:

внутренняя (поток сознания),

внешняя (звуковая, вербализованная в звуке),

письменная (вербализованная в букве).


Каждый вид речи существует по своим законам и правилам. Чтобы изложить мысль с помощью письменной речи, мы пользуемся подбором слов, определённой их расстановкой, знаками препинания, делением текста на абзацы. Но когда мы пытаемся письменный текст перевести на звуковую речь, здесь необходимо знать специфику внешней речи.

Первое, что нужно учесть: мы рассказываем не уху, а «глазу» собеседника. Звуковые волны звучащей речи сообщают сигнал в подкорку головного мозга, где происходит их обработка, в результате чего наш собеседник визуализирует информацию, которую мы ему сообщаем. При помощи звукового слова собеседнику транслируется либо картинка (распустившаяся алая роза, печальные карие глаза), либо понятие (встать рано, пробежать быстро, рисует). Из этого следует, что длина письменного слова не соответствует длине слова звукового. В письменной речи границы слов отмечены пробелами, но чтобы мой собеседник представил печальные карие глаза, мне не обязательно делать остановку после каждого слова, поэтому в данном случае звуковое слово, несущее картинку собеседнику, будет состоять из трёх письменных слов. Вывод: звуковое слово может соответствовать как одному (рисует), так и нескольким (распустившаяся алая роза) письменным словам. Границы звуковых слов отмечаются изменением интонации или паузами различной длительности. Звуковое слово мы будем называть речевым тактом. Во фразе, как правило, несколько речевых тактов.

|На рассвете| в моём любимом саду| расцвела |необычайной красоты |махровая чайная роза.||



Речевой такт – это цельная интонационно-смысловая единица предложения, состоящая из одного или нескольких слов.



Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д. Группа подлежащего всегда отделяется от группы сказуемого.

Для русской речи характерна так называемая прогрессивная последовательность, когда логически ударное слово стоит в конце речевого такта. Это фразовое ударение, оно отмечает границу фразы. Это объясняется тем, что слово, стоящее перед паузой, находится как бы на вершине, отличается наибольшей напряжённостью и воспринимаемостью. Ударные слова во фразе чаще всего так и располагаются (на рассвете, саду, расцвела, красоты, роза).

Неправильная расстановка логических пауз ведёт к бессмыслице. Например, если расставить смысловые паузы в иной последовательности: На рассвете в моём| любимом| саду расцвела| необычайной красоты махровая| чайная роза||.

Таким образом, расстановка логических пауз связана с определением границ речевых тактов, а выделение слова или группы слов с помощью звуковых средств называется логическим ударением. Цель ударения – выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чём говорится в тексте.

Грамматический знак препинания указывает на необходимость логической паузы (кроме запятой, которая в некоторых случаях «не читается», т.е. не требует паузы, совпадающей с этой запятой). Возможны случаи, когда логические паузы необходимы при отсутствии знаков препинания, как в приведённом примере. В предложении может быть одно главное и несколько второстепенных и третьестепенных ударений. Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не значит, она бессмысленна, так же как и фраза, в которой нет ни одного ударного слова.

Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса. Ударное слово будет ярче звучать, если с остальных слов снять ударения. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить собеседника, но если её применять как контраст по отношению к главной части фразы, она может послужить выгодным фоном для ударного слова.

В приведённом примере пять звуковых слов, т.е. пять тактов. Какой из них будет самым главным, какой такт возьмёт на себя главный смысловой акцент всего предложения? Часто логическое ударение падает на конец фразы, что объясняется свойственному русскому языку тяготению ударения к концу предложения. В приведённом примере сообщается, какой именно цветок расцвёл в любимом саду, что это не куст сирени, ни орхидея, ни ромашка.

В предложении, состоящем из подлежащего и сказуемого, ударение так же падает на слово в конце предложения.

|Метель | не утихала.|| Ветер | выл.|| Мой страх | усиливался.||

В русском языке соблюдается прямой порядок слов: подлежащее обычно находится перед сказуемым, определение перед определяемым словом и т.д. Но надо знать о таком явлении языка, называемом инверсия, когда главный речевой такт может встать как в середину, так и в начало предложения.



Инверсией называют нарушение обычного порядка слов в предложении.



Инверсированная фраза привлекает к себе внимание собеседника.

|По наследству| передались ему| тонкость кожи,| благородный цвет| и

чистая пигментация.||

Например, во фразе «Мы были в Эрмитаже» логическое ударение может падать на любое слово, в зависимости от того какого рода информацию я сообщаю собеседнику.

Мы были в Эрмитаже. (Мы, а не вы).

Мы были в Эрмитаже. (Да, это уже случилось).

Мы были в Эрмитаже. (Именно там, а нигде либо ещё).

Чтение инверсированной фразы требует особого умения, особенно когда главный речевой такт стоит на первом месте. После того, как первый речевой такт был акцентирован, есть опасность, что остальная часть фразы развалится.

Урок валентины третьяковой
УПРАЖНЕНИЕ-ИГРУШКА
1. Соседи | наши старые вещи | продавали.

2. Соседи | наши старые вещи | продавали.

3. Соседи | наши старые вещи | продавали.

4. Соседи наши | старые вещи | продавали.

5. Соседи наши | старые вещи | продавали.

6. Соседи наши | старые вещи | продавали.

7. Соседи наши старые | вещи | продавали.

8. Соседи наши старые | вещи | продавали.

9. Соседи наши старые | вещи | продавали.

Урок валентины третьяковой
законы и правила выделения смысловых ударений
1. закон о новом понятии

2. закон противопоставления

3. закон сравнения



1. Новое понятие - это первое упоминание в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления и затем развитие смысла. Новым понятием могут быть любые части речи.

По деревне ехал царь с войны.

Едет – чёрной злобой сердце точит.

Слышит – за кустами бузины

Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,

Царь ударил шпорами коня,

Налетел на девушку, как буря,

И кричит, доспехами звеня.

А. М. Горький

Если прочесть только выделенные слова, смысл, хоть и пунктирно, прорисовывается.

При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная какую только удавалось нам видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа!

Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»



2. Закон выделения противопоставляемых и сопоставляемых поеятий является самым активным, так как он распространяется на любое слово, если оно попадает в контекст противопоставлений. Ударением выделяются оба противопоставляемых слова или понятия, но более сильно звучит то, которое противопоставляется. Наличие противительных союзов «а», «но», «да» указывает на явное противопоставление.

На платье её были нашиты не цветы, а какие-то сушёные грибы.

Не только штык, но и колос врага колет.

На взгляд-то он хорош, да зелен.

Явное противопоставление может быть и без противительных союзов.

Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются, расстилается сын перед батюшкой.

Существует так же скрытое противопоставление, выявляющееся в контексте с другими фразами.

Сопоставление – это тот случай, когда ряд явлений, событий, суждения не противопоставляются друг другу, а как бы сосуществуют для выявления отличия друг от друга.

Ученье – свет, а неученье – тьма.



3. Закон сравнения. То, с чем сравнивается человек, предмет или явление выделяется логическим ударением.

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебёдушка,

Смотрит сладко – как голубушка,

Молвит слово – соловей поёт.

М. Ю. Лермонтов



Кроме законов логического ударения существуют правила.



1. Правило перечисления однородных членов предложения. Смысловое ударение падает, как правило, на перечисляемые слова, являющиеся однородными членами предложения. Читается с перечислительной интонацией, т.е. каждый из однородных членов получает ударение и отделяется от другого паузой. Голос на каждом из них повышается. Более всего он повышается на предпоследнем, а на последнем – понижается, ударение на последнем слове наиболее сильное.

Я не говорю о присутствующих, но все женщины, от мала до велика, ломаки, кривляки, сплетницы, ненавистницы, лгунишки до мозга костей, суетливы, мелочны, безжалостны.

(А. П. Чехов)

2. Деепричастные обороты и все те части текста, которые мы считаем второстепенными, произносятся с интонацией вводности. (Это интонация с понижением тона голоса и более ускоренным темпом, но с обязательным повышением голоса на ударном слове). Это та группа слов, опустив которую, основной смысл предложения не пострадает.

Судьба одного наполеоновского маршала,\ не будем называть его имени, дабы не раздражать историков и педантов, заслуживает того, чтобы рассказать её вам, \сетующим на скудность человеческих чувств.

Паустовский «Ручьи, где плещется форель»



3. Чтение групповых наименований. Групповые наименования: заглавия статей, книг, имена собственные, даты и прочие понятия, выраженные несколькими словами, произносятся как один речевой такт, и в них не может быть логических пауз. Последнее слово получает наиболее сильное ударение.

Александр Сергеевич Пушкин. Касса управления морского речного пароходства. Национал-социалистическая партия Германии.
Урок валентины третьяковой
ИНТОНИРОВАНИЕ
Интонация это результат верного несения мысли, верного словесного воздействия и органично рождённой эмоции, отражённой в звучащей речи. Это звуковое выражение мысли.

К средствам интонации относятся: мелодика, темп, тембр, интенсивность, ударение (в слове – словесное, во фразе – смысловое), пауза (как неголосовой выразитель).



1. Мелодика это как бы звуковая кривая, которая возникает из последовательности звуковых высот, «тональный контур речи – модуляция высоты основного тона». По направленности движения тона в русской речи различают четыре вида мелодики: восходящая (повышение основного тона); нисходящая (понижение основного тона); восходяще-нисходящая («излом» мелодической кривой); ровная мелодика (монотон, однотон), при которой сохраняется основной тон одинаковой высоты (или почти одинаковой). В потоке речи возникают как восходяще-нисходящая, так и волнообразная мелодика. Мелодика наряду с ударением – важнейший компонент русской интонации. Русский язык имеет свою мелодическую систему – особый набор мелодических структур (интонационных моделей). Их десять: начинательная, констатирующая, вопросительная, императивная, восклицательная, перечислительная, противительная с сопоставительной, вводная, пояснительная, уточняющая.

Мелодические рисунки являются готовыми формами интонации родной речи, «мелодическим запасом», который хранится в человеческой памяти. За эти мелодические рисунки и цепляется наш слух, по ним воспринимается и осмысливается речь говорящего, даётся ей оценка. Это тот транспорт, на котором доставляется содержание.



2. Тембр это «окраска» звучания, придающая речи различные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Стремясь охарактеризовать тембр голоса, мы порой употребляем такие определения, как «бархатный», «серебристый», «глухой» и т.п. Неспроста тембр называют «цветом голоса».



3. Темп это скорость речи, её ускорение и замедление (отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз).



4. Сила (или интенсивность) звука. Она зависит от смены усиления или ослабления мускульного напряжения органов артикуляции, а также от амплитуды колебания голосовых складок.



5. Пауза это как бы не звуковое интонационное средство. Пауза может быть действительной (перерыв в речи) или мнимой (интонационной).

6. Ударение это прежде всего интенсивность, сила звука. Вместе с тем акустически ударение выражается не только силой звука, но и длительностью, изменением высоты тона, или различными комбинациями этих средств.

При положительных эмоциях удлиняется ударный гласный. Прекра-асно! Ми-илая моя!

При отрицательных – гласный звучит коротко, а удлиняются и ярче акцентируются согласные звуки. Н-нен-нав-вижу, п-през-зираю!

Урок валентины третьяковой
Словесное воздействие
1. Звать.

2. Ободрять 3. Укорять

Адресованы к чувству партнёра.

Оба имеют цель изменить его самочувствие.




4. Предупреждать 5. Удивлять

Адресованы к воображению партнёра.



6. Узнавать 7. Утверждать

Адресованы к памяти партнёра.



8. Объяснять 9. Отделываться

Адресованы к мыслительным способностям партнёра.



10. Просить 11. Приказывать

Адресованы к воле партнёра.




Взаимодействуя с партнёром, мы аппелируем к его:


1. чувству

2. воображению

3. памяти

4. мыслительным способностям

5. воле.

Используем психологические пристройки:

1. сверху

2. наравных

3. снизу.